главная каталог танков бронетранспортеры САУ униформа танкистов ордена и медали личности сражения

Легкий танк  Reno "FT-17"


Страна Франция
Производитель Рено
Конструктор Рено
Год создания 1917
 

Модификации:

базовая
37-мм «Гочкисс» SA18 (пушечная версия)
1 × 8-мм «Гочкисс» mod.1914 (пушечная версия)
Renault FT-17 BS экипаж 3 человека. САУ с 75 мм орудием Блокхаус Шнайдер (короткоствольная гаубица), - было изготовлено по крайней мере 39 танков .
Renault FT 17 Signal ou TSF командный танк с радиостанцией

Всего было изготовлено более 3800 экземпляров.

В июне 1916 с полковник Этьен во главе специальной миссии отправился в Англию для ознакомления с работами над «сухопутными кораблями» (вскоре во Францию прибыла ответная английская миссия). По возвращении в июле Этьен вновь встретился с Луи Рено (Renault) и убедил его взяться за проектирование новой машины, Этьен считал, что как дополнение к средним танкам (будущим «Шнейдер» и «Сен-Шамон»),а особенно к тяжелым английским, понадобятся многочисленные легкие и подвижные, служащие для непосредственного сопровождения атакующей пехоты. К тому времени французская армия отработала тактику «подвижного пехотного огня»: при атаке в пехотных цепях двигались ручные пулеметы, непрерывным огнем прижимающие противника к земле и подавляющие его огневые точки, снижая потери атакующих от пулеметов и минометов. 

Легкий танк должен был принять на себя роль такого «бронированного застрельщика». Работы над танками шли на официальном уровне. Этьен пообещал заказ на 150 машин, и практичный Рено, чья фирма существовала с 1898 г., принялся за работу над «бронированным футляром для мотора и двух человек». Взяв за прототип разрабатывавшийся средний СА-2, фирма быстро изготовила образец массой 6 т .Ходовая часть оснащалась упругой подвеской, вооружение ограничивалось пулеметом, максимальная скорость достигала 9,6 км/ч. В письме главнокомандующему от 27 ноября 1916 г. командующий танковыми силами генерал Этьен наложил основные особенности проектируемого танка: «Я считаю возможным построить очень легкий танк... Благодаря своей относительной мощности и расположению гусениц на колесах довольно большого диаметра, выдающихся вперед за шасси, пулеметный танк сможет проходить по очень тяжелой почве». К достоинствам такого танка относилась и возможность быстрой переброски по обычным дорогам на соответствующих грузовиках (как уже перевозилась артиллерия) — даже небольшой опыт боевого применения танков уже вывел проблему их оперативной подвижности в число основных.

20 декабря 1916 г. сам конструктор представил модель танка Консультативному комитету по специальной артиллерии. Новинка не понравилась, в частности, пулеметное вооружение признали недостаточным (Этьен же предлагал именно его). Критиковали малый вес, размеры, из-за которых танк якобы не сможет переходить через рвы и окопы. Тем не менее в феврале 1917 г. появился первый прототип легкого танка. Этьену и Рено удалось убедить членов комитета, и в марте 1917 г. фирме заказали 150 машин,

Официальные испытания 9 апреля завершились успехом. Консультативный комитет, учтя мнение вице-секретариата изобретений, увеличил заказ на 1000 машин. Но тут вмешался министр вооружений, который, основываясь на докладе командира учебного центра Марли, потребовал, чтобы фирма увеличила внутреннее помещение и поместила в башню двух танкистов, поскольку в пехоте пулемет обслуживается минимум двумя бойцами (при этом не учли, что роли помощника пулеметчика и подносчика боеприпасов будет играть сам танк). На самом деле одноместная башня имела другой недостаток, выявившийся много позже — одному человеку приходилось решать задачи наблюдения, выбора целей и наведения оружия. Фронт требовал массы легких танков, менять проект было поздно, да и главнокомандующий настаивал, чтобы фирмы в первую очередь занимались производством легких машин. Этьен предложил 650 танков из 1150 заказанных вооружить 37-мм пушкой без существенной переделки башни. Затем он предложил увеличить заказ до 2500, включив в него так называемые «радиотанки» в качестве командирских и машин связи между танками, пехотой и артиллерией (по мнению военных, «радиотанком» должен был быть каждый десятый «Рено»). Главнокомандующий согласился и даже поднял 20 июня задание до 3500, причем все они требовались к весне 1918 г. Заметим, что параллельно подобные проекты разрабатывали фирмы «Пежо» (с установкой одновременно 37-мм пушки и пулемета в неподвижной рубке, а двигателя в передней части корпуса) и «Делоне-Бельвиль» (эта работа привела фирму позже к опытному среднему танку).

Танк получил официальное название «Char Renault FT modele 1917», сокращенное до «Рено» FT-17 (индекс FT дала сама фирма). Предполагалось, что завод фирмы «Рено» в Бийанкуре (предместье Парижа, департамент Сены) сможет выпустить к сентябрю 750 танков; однако эта программа сразу была сорвана по ряду производственных причин, одной из которых стала нехватка брони. Броневые листы пришлось заказать в Англии, так как французские заводы смогли начать производство брони для нового танка только с октября 1917 г. Пришлось привлечь к постройке другие фирмы, и в результате заказ на 3530 танков распределился так: «Рено» — 1850 (всех модификаций), «Берлие» — 800, «Шнейдер» — 600 и «Делоне-Бельвиль» — 280. «Рено» и «Шнейдер» делали танки целиком у себя, «Берлие» и «Делоне-Бельвиль» получали броню и вооружение с других заводов.

Далеко не сразу удалось наладить производство литой башни, и первые 100 машин оснастили восьмигранной клепанной (из-за этого танки с литыми башнями иногда именуют FT-18, хотя реально это были все те же FT-17). Немало времени ушло на разработку установки пушки, пушечный «Рено» прошел испытания 10-17 июля 1917 г. Готовую же модель «радиотанка» Рено смог представить только 10 декабря того же года.

В результате FT-17 имел четыре варианта: пулеметный (Char Mitrailler 8 mm), пушечный (Char Canon 37mm), командирский или «радиотанк» (Char TSF) и танк огневой поддержки (Char Canon 75 mm BS) с 75-мм пушкой в открытой сверху и сзади невращающейся рубке. Последнему повоевать не пришлось — ни одного из 600 заказанных BS до конца войны не построили. Любопытной чертой этого варианта было то, что стрельба велась назад по ходу машины. Прототип пушечного «Рено» был готов к июлю 1917 г., а первый «радиотанк» покинул завод в Бийанкур 10 декабря 1917 г.

Луи Рено создал, бесспорно, одну из наиболее выдающихся конструкций в истории техники. Схема компоновки «Рено» FT-17 с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес, передним — отделением управления и средним — боевого отделения с установкой вооружения во вращающейся башне до сих пор остается классической. Именно по такой компоновочной схеме выполнено подавляющее большинство современных танков.

Водитель сидел спереди по оси машины на откидном сиденье, для наблюдения использовал три смотровые щели, стрелок (он же командир машины) располагался в башне стоя или полусидя в брезентовой петле, позже установили регулируемое по высоте сиденье. Для входа и выхода экипажа стужи,! носовой люк с трехстворчатой крышкой, а в задней части башни выполнили аварийный люк-лаз с двустворчатой крышкой. Верхняя створка носового люка со смотровой щелью на марше откидывалась вверх. На башне для вентиляции и наблюдения имелся колпак с пятью смотровыми щелями и грибовидной откидывающейся крышкой. Для опоры башни на бортах корпуса приклепывались короткие скобы. Обитаемый объем отгораживался от моторно-трансмиссионного отделения стальной перегородкой с двумя зарешеченными окошками для циркуляции воздуха — окошки снабжались заслонками для защиты экипажа от пожара.

37-мм танковая пушка «Гочкис» («Пюто»), как и пехотная модели 1916 г., была выполнена на основе старой морской, имела длину ствола 20 калибров, нарезной части — 15 калибров, полуавтоматический вертикальный клиновый затвор, пружинные противооткатные устройства, литой кожух люльки, пистолетную рукоятку управления, телескопический прицел. Для установки в башню она крепилась в полусферическом щите, который своими горизонтальными цапфами опирался в гнезда поворотного вертикального щита. Стрельба из пушки велась чугунной (435 г) или стальной (560 г) осколочной гранатой, снаряженной мелинитом либо бронебойным снарядом (510 г). Начальная скорость снарядов — соответственно 402, 367 и 390 м/с. Трубка оптического прицела снабжалась стальным кожухом. Башня диаметром 1.07 м устанавливалась на шаровой погон. Стрелок с помощью наплечников усилием плеч и спины поворачивал башню, производя грубую наводку; после чего с помощью плечевого упора пушки доворачивал ее на цель. Аналогично производилась наводка и в пулеметном варианте, угол наведения пулемета по вертикали составлял от -20 до +35°. Боекомплект выстрелов (200 осколочных, 25 бронебойных и 12 шрапнелей для самообороны) или патронов (50 лент по 96 патронов) размещался на днище и на стенках боевого отделения.

эстонские RENOКорпус «Рено» FT, в отличие от «Сен-Шамон» и «Шнейдер», был несущим элементом и представлял собой каркас из уголков и фасонных деталей, к которым на заклепках крепились броневые листы и детали ходовой части — несущий корпус также стал «классикой» танкостроения. Толщина вертикальных листов корпуса и листов клепаной башни составляла 16 мм (литая башня имела толщину брони 22 мм), наклонных листов — 8 мм. крыши и днища — 6 мм.

Четырехцилиндровый карбюраторный двигатель «Рено» имел диаметр цилиндров 95 мм, ход поршня 160 мм, карбюратор типа «Зенит», зажигание от магнетто; регулятор чиста оборотов, запускался заводной ручкой изнутри или снаружи машины. При 800 об./мин двигатель развивал мощность 20 л.с, при 1000 оборотах — 27, при 1500 — 39 л.с. Топливный бак размещался впереди двигателя у перегородки. Подача бензина производилась насосом с мембраной или пульсатором из дополнительного бачка (для работы на уклонах). Жидкостное охлаждение выполнялось по термосифонной схеме, трубчатый радиатор обдувался вентилятором, обеспечивавшим и вентиляцию обитаемого отсека. Воздух засасывался через продольную щель в крыше моторно-трансмиссионного отделения, прикрытую приподнятой бронировкой. Выхлопная труба с глушителем выводилась с правого борта. Вращающий момент через коническое сцепление передавался на механическую коробку передач с подвижными шестернями, дававшую четыре скорости вперед и одну назад: 1 -я скорость и задним ходом — 1-1,52 км/ч, 2-я скорость — 2,05-3.1 км/ч, 3-я - 3,36-5,04 км/ч, 4-я — 5,2-7,8 км/ч. Механизмами поворота служили конические бортовые фрикционы, управлявшиеся через коленчатый и качающийся рычат. Управление осуществлялось отключением и торможением соответствующей гусеницы с помощью ленточного тормоза. Стальная лента тормоза покрывалась феродо или кожей. «Рено» был наиболее «поворотливым» среди первых танков: он мог разворачиваться на месте вокруг вертикальной оси. Водитель пользовался двумя рычагами поворота, рычагом коробки передач, педалями газа, сцепления и ножного тормоза, рукоятками акселератора и тормоза. Доступ к двигатели через откидные листы крыши был достаточно удобен. Запас топлива допускал время движения танка 8 часов, однако доливать воду в радиатор приходилось чаще.

Ходовая часть с блокированной пружинной подвеской включала на один борт 4 тележки — одна с тремя, остальные с двумя сдвоенными опорными катками малого диаметра с ребордами. Тележки попарно соединялись шарниром с балансиром, который сам шарнирно подвешивался к полуэллиптической листовой рессоре. Концы рессоры подвешивались к продольной двутавровой балке. Из-за малого динамического хода катков такую подвеску иногда называют «полужесткой». Верхняя ветвь гусеницы лежала на шести сдвоенных поддерживающих роликах, собранных в обойме, задний конец которой крепился на шарнире, а передний подрессоривался винтовой пружиной — так автоматически обеспечивалось постоянство натяжения гусеницы. Одинарное ведущее колесо заднего расположения захватывало гусеницу за шарнир траков. Одинарное направляющее колесо крепилось на передней части про-

оборудовали многие сравнительно тихоходные танки сопровождения пехоты. Спереди и сзади на корпусе танка имелись буксирные крюки. В комплект танка включали трос и буксирную цепь.

польский Reno«Рено» оказался простым и дешевым танком. Но кроме того низкое удельное давление на грунт, не превышавшее 0.6 кг/см и обеспечивало хорошую проходимость, танк преодолевал короткие подъемы до 45* и 1,8-метровые рвы. а вынесение оси направляющего колеса вперед-вверх и его большой диаметр способствовали преодолению вертикальных препятствий позволяли танку выбираться из больших воронок . При меньших размерах он имел лучшую проходимость, чем средние французские танки, перекрывал одинаковые с ними рвы, с вертикальными препятствиями справлялся лучше, его более легкое вооружение обеспечивало большую эффективность за счет вращающейся башни. В сочетании с меньшим экипажем все это отвело ему роль основной машины французских танковых сил. Как и у средних танков, малые скорость и запас хода требовали специального транспорта для их переброски к передовой по обычным дорогам. Первоначально для этого планировали использовать специально заказанные 7-тонные грузовые автомобили (их заказали в 1917 г.), но уже в июле 1918 г. танки вполне успешно перебрасывались в боеготовом состоянии стандартными 5-тонными грузовиками «Пирс -Эрроу». Такая возможность стала еще одним достоинством легких танков- и танковым полкам «Рено» штатно придавали отряды по 25 грузовиков,

«Рено» TSF (Telegraphic Sans Fit — «беспроволочный телеграф») имел неподвижную прямоугольную рубку в которой размещались радиостанция и три члена экипажа — водитель, наблюдатель и радист. Проволочная антенна натягивалась между выдвижной мачтой на рубке и рамкой на конце «хвоста». Дальность радиосвязи достигала 80 км. Масса «радиотанка» — 7 т, толщина брони — 16-8 мм, высота — 2,5 м, скорость и запас хода одинаковы с базовой машиной. В каждой танковой бригаде «радиотанки» находились в ведении специального офицера службы связи и использовались в интересах как танковых подразделений, так и пехотных дивизий, с которыми они взаимодействовали. В качестве командирских использовались и обычные «Рено» FT, с которых иногда снимали вооружение, оставляя амбразуру башни открытой, — получался подвижной наблюдательный пункт.

«Рено» смогла выпустить первые серийные машины только в сентябре 1917 г Одну из них сразу отправили в США — еще летом США согласились построить 1200 «Рено» с заменой французского двигателя на американский, литой башни клепаной, пересчетом метрических размеров в дюймовые. На конец ноября в лагере Шамплиэ имелось только 29 предсерийных «Рено» с железным корпусом для обучения экипажей. Боевые танки *Рено* начала подавать в армию в марте 1918 г, остальные французские фирмы — только в середине того же года. Причем многие танки пришлось пересматривать и доводить на месте. Ко времени перемирия 11 ноября 1918 г. было построено 3177 танков «Рено», хотя общий заказ между февралем 1917 и ноябрем 1918 г. составил 7800 танков. Таким образом. FT-17 стал не только конструктивно и «идеологически» лучшим, но и самым массовым танком Первой мировой войны и вдобавок самым воюющим.

канадский RenoПервый их выход в бой оказался несколько неожиданным - танки, рассчитанные на применение в массе в планомерной атаке, вынужденно были брошены в небольшом количестве в частную контратаку в крайне трудной для французов ситуации мая 1918 г. Собственно, их хотели пустить в дето уже в конце марта, но танки не были еще боеспособны — пушечные танки, скажем, не имели вооружения, пушки с масками пришлось срочно доставлять в лагерь Шамплиэ и устанавливать там. К 1 мая из 216 сданных армии «Рено» боеготовыми признали только 60. Танки доводили уже в парках, а к лету в лагере Буррон образовалось настоящее «кладбище» неисправных танков.

 За период с 31 мая по 11 ноября 1918 г. они имели 3292 встречи с врагом. в ходе которых было потеряно 440 машин. «Рено», в частности, сыграли решающую роль под Суассоном 18 июля 1918 г Несколько «Рено» FT-17 французы на завершающем этапе войны передали англичанам (как бы в порядке обмена на Mk V), которые использовали их в качестве машин управления.

Разумеется, спешно пущенные в массовое производство «Рено» FT имели ряд дефектов и недоработок. Многие детали конструкции доводились уже в процессе производства или в мастерских. Нестабильность работы пульсатора, подававшего топливо в карбюратор, пытались устранить, заменив его мембрану фибровой прокладкой, но она быстро выходила из строя, и в июле 1918 г. в мастерских танковых частей нашли решение в виде латунного диска. Наиболее чувствительными недостатками оказались быстрый износ и частые поломки пальцев и втулок шарнира гусеницы, а также частые разрывы ремня привода вентилятора (из-за чего двигатель быстро перегревался - при Суассон 18 июля около 10% -Рено  503-го полка не смогли пойти в бой по этой причине). С этим удалось справиться уже после войны. Однако относительно высокая ремонтопригодность «Рено» позволяла возвращать их r строй быстрее, чем средние «Шнейдер» или «Сен-Шамот». Правда, хронический недостаток запасных частей и ремонтных средств заставил держать в подразделениях резервные танки для быстрого восстановления боеспособности.

В условиях 1918 г. – «Рено» оказался лучшим средством сопровождения пехоты, и позже французы при создании танков поддержки пехоты ориентировались именно на него. Впрочем, не только французы -в течение 15 лет французский танк служил образцом, а в Советской России, США. Италии собственные модели легких танков сопровождения пехоты были созданы прямым подражанием «Рено» FT.

После мировой войны французские «Рено- FT воевали в частях французской колониальной армии в Марокко в 1925-1926 гг, Тунисе, Сирии, послужили базой для ряда экспериментов - в виде опыта их пытались превратить в плавающие машины, в транспортеры, танки-тралыцики, самоходные танковые мосты, носители фашин для преодоления широких рвов, самоходные прожектора.

Французская армия на 1921 г. располагала 3737 «Рено» FT,  списать которые было жалко, но необходимость модернизации была очевидна. «Рено» М24/25 были всего лишь переделкой старых, которые оснастили резиновой гусеницей типа «кегресо», подвеской с большим ходом опорных катков, сблокированных попарно и имевших полуэллиптические рессоры на каждые четыре катка. Ведущее колесо гребневого зацепления оснащалось цепным приводом от мотора, что было шагом назад по сравнению с «Рено» FT. Правда, скорость увеличилась до 12 км/ч, уменьшился расход топлива и возрос запас хода. Для защиты гусениц и преодоления рвов спереди и сзади навешивались барабаны — опять же по типу «кегроссов», Живучесть резиновой гусеницы оказалась крайне низкой, и при следующей модернизации ее заменили резино-металлической. На «Рено» М26/27 установили 45-сильный двигатель, увеличив скорость до 16 км/ч и запас хода до 160 км, сняли барабаны. Очередная модернизация («Рено» NC1 или NC27) предполагала новую ходовую часть, включающую три тележки по четыре катка и два независимых катка; в подвеске — вертикальные спиральные пружины; новые мотор и трансмиссия с дифференциалом в качестве механизма поворота; металлические гусеницы новой конструкции, которые могли заменяться резиновыми, несколько измененная компоновка. Скорость на резиновых гусеницах - до 35 км/ч. Однако запас хода оказался небольшим, обслуживание двигателя хлопотным и неудобным, ходовая часть сложной и ненадежной. Вооружение не отличалось от «Рено» FT. Следующий вариант NC2 (NC31) получил резиновые гусеницы и два барабана впереди, новый двигатель и соответственно несколько измененный корпус. Эти модификации остались опытными либо выпускались в небольшом колличестве для продажи за границу. В середине 30-х гп пушечные «Рено» были разорены, так как 37-мм пушки понадобились для новых танков R-35 и Н-39, а на пулеметных 8-мм «Гочкис» были заменены на 7,5-мм пулеметы модели  1931  г. (эти танки получили обозначение FT-31),

Еще в мае 1940 г. французы кроме 2700 новых легких танков имели 1560 устаревших танков «Рено» — 536 «Рено» FT находились в войсках в составе 8 танковых батальонов, остальные на складах и во вспомогательных службах. Даже в 1942 г. несколько FT-17 все еще использовались войсками Вюпистской Франции в Северной Африке и в Сирии. Многие FT-17 из числа захваченных германскими войсками в 1940 г. были разобраны, а их башни установлены в оборонительных сооружениях на побережье Ла-Манша. Остальные сохранили для обучения механиков-водителей или патрульно-охранной службы на территории Франции (боевые танки получили в вермахте обозначение PzKpfw 18R 730 (0)- Некоторые использовались во время Парижского восстания 1944 г., часть разоружили и использовали в качестве подвижных командных и наблюдательных пунктов. Несколько штук оборудовали бульдозерными отвалами и применяли в люфтваффе для расчистки взлетных полос.

Куда большее применение нашли «Рено» FT в 20-40-е гг. в армиях других стран. Первой иностранной армией, принявшей «Рсно» FT-17, стала американская - не успев до конца войны поставить собственное серийное производство (только 20 «Рено» американской постройки попали в Европу и то уже во время перемирия), она получила 514 «Рено» французского производства и с успехом использовала их в боях в сентябре - ноябре 1918 г. На танки «Рено» собственного производства пришлось устанавливать американский двигатель «Буда» мощностью 43 л.с. или «Франклин» (воздушного охлаждения) 67 или 101 л.с — в последнем случае заметно удлиняли кормовую часть машины. Изменилась и установка вооружения. Всего было заказано 4440 «6-тонных танков модели 1917 г.» (этот танк часто именовали «Рено американский», иди «Буда») однако в связи с окончанием войны на американских заводах изготовили только 950 танков, которые и составили в 20-30-е гг. основу броневых сил армии США. Делались попытки ставить на эти танки радиостанцию. В 1940 г американцы передали 329 своих 6-тонных танков Канаде и 212 — Великобритании для обучения экипажей.

В период Гражданской войны в России «Рено» повоевали и в войсках интервентов, и у белых, и в Красной Армии. Осенью 1918 г. 3-ю роту «Рено» 303-го полка штурмовой артиллерии направили на помощь Румынии. Она выгрузилась 4 октября в греческом порту Салоники, но в боевых действиях поучаствовать не успела. Уже 12 декабря рота оказалась в Одессе вместе с французскими и греческими войсками. Впервые эти танки вступили в бой 7 февраля 1919 г., поддержав совместно с бронепоездом белых атаку польской пехоты под Тирасполем. Позже, в бою под Березовкой, один танк был поврежден и захвачен бойцами Второй Украинской Красной армии. Доставленный в Москву, он  1  мая 1919 г. прошел по Красной площади, а позже был достав лен на Сормовский завод и послужил образцом для постройки первых советских танков «Рено русский». Эти танки, известные также как «М» были построены в количестве 16 штук, снабжались двигателями типа «Фиат» в 34 л.с. и клепаными башнями; на части танков позднее поставили смешанное вооружение -37-мм пушка в передней части и пулемет в правом борту башни. Еще 4 танка «Рено», захваченные 21 марта в бою с бронепоездом красных, составили 1-й автотанковый отряд из двух подразделений бронеавтомобилей и одного «Рено» (2-й отряд оснастили тремя трофейными британскими Mk V). К концу Гражданской войны в составе Красной Армии насчитывалось II   автотанковых отрядов. В 1923 г. «Рено» вместе с «Тейлор» и «Уитпет» составили легкую флотилию танковой эскадры, в 1925 г. отдельный легкий танковый батальон. К концу 1928 г в РККА вес еще имелось 45 трофейных «Рикардо» (Mk V), 12 «Тейлор» и 33 «Рено», а вот из «Русских Рено» до этого срока ни один не дотянул (стоящий в Кубинке на постаменте танк с именем «Борец за свободу тов. Ленин» — всего лишь позднейший макет).

Пожалуй, наиболее широко после мировой войны использовались «Рено» FT-17 в советско-польской войне 1920 г.. Франция передала вновь образованной Польше 72 пушечных и 48 пулеметных «Рено» — на основе этого был сформирован 1-й польский танковый полк, подразделения которого участвовали в боях с Красной Армией под Бобруйском, в северо-западной Польше, на Украине и под Варшавой. Часть вышедших из строя танков устанавливали в железнодорожных полувагонах, превращая их таким образом в бронепоезда (прием, неоднократно применявшийся и много позже). Потери поляков составили 19 танков, из которых 7 стали трофеями Красной Армии. После войны Польша получила небольшое количество танков для восполнения потерь, и к середине 30-х гг. в польской армии имелось 174 «Рено» разных вариантов. Поляки опробовали установку на «Рено»тросовой гусеницы, но безуспешно. К 1939 г. польская армия еще имела 70 «Рено» в боевых батальонах и 32 в виде бронедрезины «R». Свой последний бой «Рено» польской армии приняли безо всякой надежды на успех — так, 15 сентября «Рено» перегородил ворота цитадели Брестской крепости, пытаясь остановить штурм танков Гудериана.

Всего танки «Рено» FT-17 состояли на вооружении армий более 20 стран. Еще в 1919 г. 32 танка получила Финляндия, в 1939 г. на ходу оставалось 4, а некоторое чисто использовалось в качестве дотов на линии Маннергейма. В 1924 г. 12 «Рено» приобрела Эстония (они вместе с четырьмя английскими Mk V составили две роты в ее автотанковом полку), В 1923 г. 12 машин получила Литва- В отличие от обычных, эти танки были вооружены пулеметами «Максим» германского образца калибра 7,92 мм с водяным охлаждснием. Бельгия приобрела 54 машины, находившиеся до 1934 г. в составе танкового полка, а затем переданные в жандармерию. Югославия к 1940 г, имела в своем 1-м танковом батальоне 48 «Рено» FT-17 и NC-L Такие страны, как Голландия, Персия. Чехословакия, Швейцария, Швеция. Япония, закупили по нескольку «Рено» FT-17 для изучения (на вооружении в Японии состояли «Рено» NC-27). Крупнейшим покупателем за пределами Европы стала Бразилия, первой в Латинской Америке получившая танки - танковая часть в Рио-де-Жанейро насчитывала 40 FT-17. В разное время «Рено» получили Румыния (включившая 60 танков в свой легкий танковый батальон), Китай, марионеточное Маньчжоу-Го (трофейные китайские), и даже воевавшие между собой в 1920-1922 гг. Греция и Турция.

Совместные испано-французские действия в Марокко в 1921 г. побудили Испанию закупить танки «Рено» и «Шнейдер». Во время гражданской войны в Испании «Рено» FT оказались с обеих сторон — республиканцам достался 1-й танковый полк в Мадриде; на стороне франкистов остался 2-й танковый полк в Сарагосе. В 1937 г. Польша якобы продала 1б «Рено» Уругваю, но на самом деле их получили республиканцы.

Видимо, последний раз «Рено» FT-17 пошли в бой в 1945 г., когда подразделение этих танков вступило в бой с японцами, штурмовавшими Ханойскую крепость. С учетом тех условий, в которых создавался «Рено», такое долголетие (более четверти века активной боевой службы) впечатляет.

 

 Технические характеристики: 

Боевая масса, т. 6,5 (пулемётный)
6,7 (пушечный)
Длина, м. 4100, 4960 с «хвостом»
Ширина, м 1.740
Высота, м. 2.140
Тип двигателя рядный
4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность, л.с. 39
Максимальная скорость, км/ч 7,8
Запас хода, км 35
Толщина брони, мм. лоб -  16
борт - 16
башня -  16
днище и крыша - 6\16
Экипаж 2 человека
Вооружение 37-мм «Гочкисс» SA18 (пушечная версия)1 × 8-мм «Гочкисс» mod.1914 (пушечная версия)

Источники: Танки Певой мировой войны. Иллюстрированный справочник. Федосеев С.Л.

  


 

Hosted by uCoz