главная каталог танков бронетранспортеры САУ униформа танкистов ордена и медали личности сражения

Средний танк  " Сен - Шамон"


Страна Франция
Производитель -
Конструктор Римальо
Год создания 1916
 

Модификации:

базовая
75 мм пушка TR или модель 1897 года
2 × 8 мм пулемета  Hotchkiss мод.1918  года
2я модиф. усилено бронирование
Le Char Kesson машина снабжения

Всего было изготовлено _ экземпляров.


Главный конструктор фирмы РАМН полковник Римальо, занимаясь созданием танка, взял за основу узлы ходовой части того же трактора «Холт», но вдвое удлинил шасси, значительно увеличив длину опорной поверхности гусениц. Этого требовала масса ганка, возросшая из-за установки более сильного вооружения. Другой оригинальной чертой ганка «Сен - Шамон» («Saint-Chamond», упоминается также как Н-16) стала электрическая трансмиссия Кроше-Колардо. К тому времени электротрансмиссия была известна на тяжелых транспортных машинах — например, на тяжелых австрийских артиллерийских тягачах фирмы «Аустро-Даймлер».

75-мм длинноствольную пушку с расчетом и пост управления разместили в большом переднем выступе корпуса (который уравновесили кормовой нишей), а двигатель и трансмиссию — в средней части. Впереди слева размещался водитель (унтер-офицер, функции командира танка и водителя здесь разделили), использовавший для наблюдения смотровую щель и бронеколпак.

Пушка устанавливалась по оси машины, слева от нее сидел наводчик. Правее пушки находилось место пулеметчика. Еще четыре пулеметчика (один из них исполнял также обязанности механика) располагались у бортов и в корме. В корме также находился второй пост управления — идея «бронечелнока» с двумя постами управления стала популярной в те годы и оставалась таковой еще долго. Для посадки-высадки служили двери в бортах передней части танка.

На первых 165 танках «Сен-Шамон» ставили 75-мм пушку T.R. специальной конструкции, но затем использовали качающуюся часть стандартной 75-мм полевой «скорострельной» пушки модели 1897 г. с длиной ствола 36,3 калибра и крановым затвором (до войны французы считали ее «универсальным» орудием своей армии). Стрельба велась штатными унитарными выстрелами. Начальная скорость осколочного снаряда массой 7,25 кг составляла 529 м/с. Сравнительно длинный откат пушки при выстреле обусловил большую длину носовой части корпуса. Угол наведения по вертикали — от -4 до +10°, дальность прицельной стрельбы — не выше 1500 м (но и этот предел оказывался недостижим из-за плохих условий стрельбы). Наведение по горизонту ограничивалось 8 градусами, так что перенос огня сопровождался поворотом всего танка. Для борьбы с пехотой служили лобовая, кормовая и две бортовые установки 8-мм пулеметов «Гочкис» модели 1914 года.

Корпус представлял собой броневую коробку со скошенными скулами носа и кормы и плоской крышей, собранную клепкой на каркасе и установленную на раме. На прототипе впереди имелись командирская и водительская цилиндрические башенки, на серийных образцах их заменили овальными колпаками. Первоначально бронелисты бортов, прикрывая ходовую часть, доходили до земли, но после первых испытаний в середине 1916 г. от этого пришлось отказаться, поскольку такая защита ухудшала и без того неважную проходимость. Смотровые щели и окна снабжались заслонками.

На танки ставили бензиновый двигатель фирмы «Панар» с четырьмя раздельными цилиндрами. Диаметр цилиндров — 125 мм, ход поршня — 150 мм. При 1350 об./мин двигатель развивал мощность 80-85 л.с, при 1450 об./мин — 90 л.с. Запуск производился стартером или заводной рукояткой. Два бронированных топливных бака крепились на раме у левого борта, один — у правого, подача бензина — под давлением. Двигатель работал на электрогенератор, имевший два индуктора, каждый давал напряжение 200 В и ток 260 А, а включенные последовательно — 400 В и 130 А. Напряжение с генератора подавалось на два тяговых электромотора — каждый из них через понижающую механическую передачу приводил в движение гусеницу одного борта. При трогании с места водитель одной педалью одновременно включал сопротивление первичной обмотки и управлял дроссельной заслонкой карбюратора, таким образом регулируя и обороты двигателя, и возбуждаемый в первичной обмотке ток. Скорость вращения электромоторов задавалась потенциометрами. Особый рубильник переключал электромоторы на задний ход. Для поворота с малым радиусом двигатель соответствующего борта коротко замыкался, а гусеница подтормаживалась механическим тормозом. Электротрансмиссия позволяла плавно начинать движение, в широком диапазоне и практически бесступенчато изменять скорость хода и радиус поворота, требовала от водителя незначительных усилий, но была тяжела и ненадежна. Громоздкая трансмиссия привела к увеличению массы выше проектных 18 т.

Ходовая часть включала на один борт три тележки — передняя несла два, остальные по три сдвоенных опорных катка. Тележки соединялись с корпусом и друг с другом посредством шарнирных рычагов, рама корпуса опиралась на тележки через вертикальные винтовые цилиндрические пружины. В вилке передней тележки крепилось направляющее колесо с винтовым механизмом натяжения гусениц. гусеница состояла из 36 крупных траков. Элементами трака были подушка (башмак) шириной 324 мм и два рельса. Зацепление гусеницы расположенным сзади ведущим колесом производилось за шарнир траков. Длина опорной поверхности — 2,65 м. Из-за нависания передней части над гусеницами машина часто останавливалась перед невысокими вертикальными препятствиями. Чтобы как-то компенсировать это, впереди и позади гусеничного обвода снизу корпуса установили специальные широкие ролики. Они несколько увеличили ширину перекрываемого рва, но никак не помогали в преодолении вертикальных препятствий. Поворотливость на грунте у «Сен-Шамон» была заметно хуже, чем у «Шнейдер». Перетяжеление носовой части танка приводило к частой деформации передних тележек и спаданию гусениц.

Упомянутые испытания середины 1916 г. выявили многочисленные изъяны в конструкции «Сен-Шамон». Эта модель  сильно уступала тому же «Шнейдеру», также не блиставшему надежностью и проходимостью. Прежде всего гусеницы «Сен-Шамон» потребовали уширить с 324 сначала до 412, а потом и до 500 мм. Масляный радиатор двигателя оказался слишком хрупким, а ненадежная система смазки приводила к частым поломкам в двигателе или выбросам дыма. Требовалось улучшить изоляцию электрических трансформаторов.

Выхлопную трубу провели вдоль крыши в сторону кормы (как на британских тяжелых танках). В октябре 1917 г. уже в ходе выпуска «Сен – Шамон» опять модифицировали с целью повысить защищенность: крыша получила наклон к бортам, чтобы с нее скатывались ручные гранаты, вместо цилиндрических башенок поставили прямоугольные, было также усилено бронирование — 17-мм бронслисты в отличие от 15-мм не пробивались бронебойными пулями «К». Однако изменения крыши и башенки ухудшили  обзор, пришлось дорабатывать и верхние люки.

Первый прототип танка (или его шасси) имел номер 414, а последний «Сен-Шамон» выпущен под номером 813. Серии 400, 500,600 имели плоскую крышу и овальные башенки (колпаки), с 700-й серии крыша стала наклонной, а башенки — квадратными. В результате многочисленных ремонтов встречались и «смешанные» варианты — квадратные башенки на плоской крыше, машины 700-й серии со специальной артсистемой и т. п.

В апреле 1917 г.  началась поставка танков снабжения (Le Char Kesson) - варианта «Сен-Шамон» без вооружения, для подвоза грузов танковым подразделением и вытаскивания застрявших танков — машина подвоза и тягач в одном лице.

«Ceн -Шамоны» впервые вышли в бой 5 мая близ мельницы Лаффо - 16 «Сен-Шамон» в этот день не смогли преодолеть окопы, остановились перед ними и были подбиты вражескими артиллеристами или вышли из строя из-за поломок. Столь же неудачными для «Сен -Шамонов» оказались и другие бои. «Звездный час» для них наступил 18 июля 1918 г. под  Суассоном, когда на противника двинулись 216 «Шнейдеров», 131 «Сен-Шамон» и 220 «Рено». «Сен-Шамоны» оказались более устойчивыми к ружейно-пулеметному огню и повели за собой пехоту. Это был фактически единственный случай, когда «Сен-Шамон» проявил хоть какое-то преимущество  перед другими моделями.

Последняя серийная машина вышла с завода в марте 1918 г.  Выбывающие из строя танки заменялись «Рено», к перемирию в строю оставалось 72 «Сен-Шамона», Из них 50 переделали в транспортеры. На этом история этих машин закончилась.



Технические характеристики: 
Боевая масса, т. 14.6 
Длина, м. 7.91
Ширина, м 2.67
Высота, м. -
Тип двигателя «Панар»
Мощность, л.с. 80-85
Максимальная скорость, км/ч 8
Запас хода, км 80
Толщина брони, мм. лоб - 17
борт - 8.5
корма - 8
днище и крыша - 5
Экипаж 6 человек
Вооружение 75 мм пушка TR или модель 1897 года
2 × 8 мм пулемета  Hotchkiss мод.1918 года

Источники: Танки Певой мировой войны. Иллюстрированный справочник. Федосеев С.Л.

  


 

Hosted by uCoz