главная каталог танков бронетранспортеры САУ униформа танкистов ордена и медали личности сражения

Тяжелый танк Mk VIII


Страна Англия - США
Производитель -
Конструктор -
Год создания 1918
 

Модификации:

Базовая
2 × 57-мм «Гочкис» 6 pdr Mk II
пулеметы  7 × 7,92-мм «Гочкис» или 5 × 7,62-мм M1919

Всего было изготовлено _ экземпляр.


Проектирование Mk VIII началось летом 1917 г. Немалый вклад в его продвижение внес А.Стэрн, курировавший танковые программы союзников в качестве комиссара британского министерства снабжения. Как всегда, американцы запланировали дело с размахом. 3 декабря 1917 г. французское правительство дало согласие на строительство в 200 милях от Парижа, в Шатору (в Нэви-Пэю), большого сборочного завода, на котором до конца 1918 г. предполагалось собрать 1500 танков с достижением уровня сборки 300 машин в месяц .Из США должны были поставляться двигатели, агрегаты трансмиссии и электрооборудования, гусеничные цепи и детали ходовой части, из Англии — бронеплиты, элементы конструкции корпуса, башмаки для траков, опорные катки, орудийные и пулеметные установки, боеукладки, боеприпасы. Танк получил название «Интернэшнл» (The International — «Международный») или «Либерти» (Liberti — по марке двигателя). Стоимость одного серийного экземпляра оценивалась в 5 тыс. фунтов. Французы рассчитывали не только получить позже завод, но и часть тяжелых танков - сами они смогли тогда поставить производство только средних и легких машин. Хотя американцы и англичане не очень стремились делиться новыми танками с французами. Но строительство завода затягивалось, только в октябре 1918 г. возвели мастерские. Британская промышленность с большим напряжением выполняла собственную программу, а американцы не смогли быстро организовать производство двигателей. В результате американцы решили строить 1500 машин в рамках собственной танковой программы, а англичане — самостоятельно построить 1450 Mk VIII, используя свои двигатели.

После перемирия смысл подготовки производства нового танка просто пропал.

До перемирия англичане успели изготовить 100 полных комплектов деталей, из которых собрали 5 единиц до перемирия и 2 после. Первенец с корпусом из не броневой стали с двигателем «Роллс-Ройс» изготовила компания «Норе Бритиш Локомотив» в Глазго, остальные - с нормальным бронированием -построил завод «Хапслет энд Озмондфорпе» в Лидсе. Силовая установка этих машин представляла собой два 6-цилиндровых 150-сильных «Риккардо», поставленных V-образно. Имевшийся в Бовингтоне экземпляр английского Mk VIII отличался от «стандартного» отсутствием наблюдательной башенки.

Один корпус из обычной стали переправили за океан для дальнейшей сборки машины. 29 сентября впервые прошли испытания Mk VIII, еще без вооружения. Впоследствии установили две пушки и пулеметы «Гочкис» — единственный американский Mk VIII с пулеметами этой системы. Официальные испытания с успехом прошли в октябре. Все имеющиеся у англичан комплекты узлов и деталей доставили в арсенал Рок Айлэнд (штат Иллинойс), где в 1919-1920 гг. собрали единственную серию в 100 машин для армии США — окончание войны поставило крест на планах дальнейшего строительства танка.

Mk III воплотил в себе изменения в концепции танка. Сохранив жесткую подвеску, охватывающие корпус гусеницы и спонсоны для установки основного вооружения, он отличался целым рядом серьезных усовершенствований.

Двигатель перенесли в корму и отгородили от обитаемого отделения перегородкой, сделав условия работы экипажа более сносными. Рубку управления совместили с большой рубкой, играющей роль «пулеметной башни», на крыше которой поместили наблюдательную башенку со смотровыми щелями. В рубке размещались водитель, командир, пулеметчики, в спонсонах — наводчики (канониры) и заряжающие. В силовом отделении за сдвижной перегородкой разместили инженера-механика для наблюдения за двигателем и трансмиссией.

По опыту Mk V отказались от разделения на «самцов» и «самок». В спонсоне на тумбовой установке монтировалась 57-мм пушка «Гочкис» с сектором обстрела окало 100 град. Конструкция спонсона была улучшена — он крепился шарнирно и мог просто складываться внутрь корпуса. Перевод спонсона из транспортного положения в боевое занимал считанные минуты. Пулеметы из спонсонов убрали, дав больше пространства для работы наводчика — здесь явно сказался опыт Mk V. Боекомплект орудий размещался в боеукладках в передней части боевого отделения по бортам и посередине танка, патронные ящики — на дне спонсонов. В бортовых дверях (более удобных, чем у Mk V) позади спонсонов выполнили шаровые опоры со сферической бронировкой, сектором обстрела в 45°, механическим прицелом. Штатно пулеметы здесь не устанавливались, но могли браться из «башни». В «башне» имелось пять шаровых установок, обеспечивающих вместе круговой обстрел — две в лобовых скулах, по одной в бортовом и кормовом листах. Угол горизонтального обстрела каждой из башенных установок соне более 30°. Таким образом не только увеличили сектора обстрела, но и облегчили работу экипажа и управление огнем. Американские танки вооружались 7.62-мм пулеметами М19Н «Браунинг» воздушного охлаждения, с дополнительным бронекожухом и мешком для сбора стреляных гильз. «Тело, пулемета укладывалось на люльку, укрепленную в яблоке установки, снизу к люльке крепилась патронная коробка с лентой. В последствии установки в боковых стенках башни на американских машинах убрали, а отверстия закрыли накладками.

В кормовой части располагался авиационный V-образный 12-цилиндровый мотор «Либерти» водяного охлаждения, развивавший мощность 338 л.с. при 1400 об./мин. Запас топлива - 920-1100 л. На одной машине двигатель оснастили экспериментальной системой внутреннего и внешнего охлаждения - так попытались решить проблему утечек в системе охлаждения устаревающих танков. Система работала успешно, но так и осталась опытной. Этот экземпляр Mk VIII сохранился до сего времени. Двухступенчатая коробка скоростей Вильсона состояла из двух последовательно включаемых планетарных передач, давала две скорости вперед и две назад, но не требовала остановки при их переключении. Двухступенчатыми сделали и ПМП. Две скорости вращения каждого ведущего колеса позволяли производить поворот торможением гусеницы одного борта или за счет разности скоростей перематывания гусениц. Увеличение удельной мощности двигателя и КПД трансмиссии способствовало повышению подвижности танка. Скорости хода - от 2,1 до 7,9 км/ч, заднего хода - 2,1 км/ч. Выводной вал коробки передавал вращение на два поперечных вала, которые через цепи Галля и бортовые передачи приводили в движение ведущие колеса. Между цепями разместили бензобаки, отделив их от двигателя металлическими перегородками. Общий запас топлива - 902 л. Управление танком водитель осуществлял с помощью только двух рычагов и педали, что требовало немалых физических усилий. Подвеска и конструкция гусеницы не отличались от английских Mk V. Траки изготавливались из броневой стали. Нижнюю ветвь гусеницы спрямили и максимально вытянули, дабы увеличить проходимость и ширину перекрываемого рва, передние обводы гусеничного хода скруглили - наследие схемы «Тедпол». Удельное давление на фунт было невелико, так что проходимость заметно улучшилась. Но при этом - как и у Mk V - уменьшилась поворотливость танка.

В обитаемом отделении установили вентиляторы, поддерживавшие давление несколько выше атмосферного - первый случай введения в танке «избыточного давления» для защиты экипажа от газов.

В проекте Mk VIII оборудовался семафором на рубке, но на серийные танки его не ставили. Позже одну из машин американцы в порядке эксперимента оснастили стробоскопом, по аналогии с французским танком 2С. Для внутренней связи смонтировали переговорную трубу - «танкофон».

Mk VIII был самым сильным серийным танком, разработанным до конца войны, ему предназначалось стать в 1919 г. основным тяжелым танком союзников. Он же стал завершением эволюции ромбовидных тяжелых танков. В боях Mk VIII не участвовали. Они составили тяжелую группу (67-й танковый полк) армии США. До 1930 г. Mk VIII являлся единственным американским тяжелым танком, тем более что танкостроение в США в это время не шло дальше отдельных экспериментов. Проект модернизации до уровня Mk VHP остался на бумаге. Испытывали варианты органов управления с гидро или пневмоусилителями. С 1932 по 1939 г. Mk VIII держали на «танковом кладбище» в Абердине, а с началом Второй мировой войны передали канадской армии в качестве учебных.

     

 Технические характеристики: 

Боевая масса, т. 39.4
Длина, м. 10.426
Ширина, м 3.658
Высота, м. 3.124
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность, л.с. 338
Максимальная скорость, км/ч 8,9
Запас хода, км 65
Толщина брони, мм. Лоб корпуса, мм/град.    12 / 28°
Борт корпуса, мм/град.    12—16 / 0°
Корма корпуса, мм/град.    16 / 0°
Днище, мм    6—8 / 60—90°
Крыша корпуса, мм    6—10 / 80—90°
Экипаж 8-11 человек
Вооружение 2 × 57-мм «Гочкис» 6 pdr Mk II
пулеметы  7 × 7,92-мм «Гочкис» или 5 × 7,62-мм M1919

Источники: Танки Певой мировой войны. Иллюстрированный справочник. Федосеев С.Л.
                         
  


 

Hosted by uCoz