главная каталог танков бронетранспортеры САУ униформа танкистов ордена и медали личности сражения

Сверхтяжелый танк  " Колоссаль"


Страна Германия
Производитель -
Конструктор Фольмер
Год создания 1917
 

Модификации:

Базовая
орудия 4x77-мм
пулеметы 6-7x7,92 MG.08

Всего было изготовлено 1 экземпляр.


Уже в конце марта 1917 г. Ставка главного командования определила требования на «сверхтанк» массой до 150 тонн, и Инспекция автомобильных войск выдала Фольмеру соответствующее задание. Проект был утвержден военным министерством 28 июня 1917 г. и получил обозначение «К-Wagen» («Kolossal-Wagen» или просто «Kolossal»), предполагал 30-мм броню, две или четыре пушки калибра 50-77 мм, четыре пулемета, два огнемета, экипаж 18 человек, два двигателя по 200-300 л.с, переход через рвы шириной до 4 м. Идея «подвижного форта» получала развитие, неизбежно ведшее в тупик. На разработку проекта и постройку первого танка отвели год, но Ставка сократила этот срок до восьми месяцев. Претенциозная программа постройки 100 танков (при нервом заказе на 10) была трудно реализуема, большинство узлов приходилось разрабатывать заново.

Компоновочную схему в целом заимствовали у англичан и у A7VU: гусеницы охватывали корпус, а вооружение устанавливалось в широких спонсонах и в бортовых амбразурах. Впереди располагались отделения управления и боевое, позади — моторно-транемиссионное. Экипаж вновь оказался рекордным — 22 человека. В отделении управления помещались два водителя. На крыше танка в передней части монтировалась цилиндрическая рубка для командира танка и артиллерийского офицера, снабженная смотровыми щелями и люком. За ней располагались два круглых люка.

Корпус танка собирался на каркасе из больших катаных листов на заклейках и болтах. Съемные спонсоны имели сложную в плане форму, в передней и задней стенках уширенной части спонсона выполнялись орудийные амбразуры. В амбразуре устанавливалась 77-мм капонирная пушка с полуавтоматическим затвором на поворотной тумбе с полуцилиндрическим щитом. Пушки взяли из форта Идштайнер. Наводчик располагался на сиденье слева от ограждения казенной части пушки, пользовался телескопическим прицелом и соосными маховиками. В передней стенке спонсона ставился пулемет MG-08. Такие же пулеметные установки имелись в узкой задней части спонсона, в бортах и лобовом листе отделения управления. Огонь из задних пулеметов должны были вести механики, основной обязанностью которых было наблюдение за Двигателем и трансмиссией. В любом направлении танк «К» мог сосредоточить огонь примерно равной плотности. На крыше спонсонов выполнялись вентиляционные решетки.

Уже проектная масса танка заставила искать более мощные двигатели. Для моторной группы выбрали два двигателя «Даймлер» по 650 л.с.. Выхлопные трубы с глушителями и радиаторы выводились на крышу в задней части корпуса. Оригинальную «орбитальную» конструкцию имела ходовая часть. Гусеница состояла из чередующихся внутренних и внешних траков, а соединявшие их болты служили осями для катков с ребордами. Корпус по бокам был охвачен рельсовыми направляющими, по которым и обкатывались гусеницы. Такая гусеница ранее была опробована на тракторе «Орион». К ее достоинствам относились уменьшение потерь на трение в шарнирах и повышение КПД гусеничного хода, однако увеличение массы гусеницы практически сводило их на нет. Траки собирались на болтах и заклепках. Ведущее колесо — заднего расположения. Верхние ветви гусениц прикрывались крышей, переходящей в изогнутые бронеэкраны.

Предполагалось оснастить танк средствами связи — для радиста было отведено место в центре корпуса. Для перевозки по железной дороге «К» мог разбираться на 15-20 частей. Как мыслилось поначалу боевое применение колоссов, понять трудно. Однако уже 18 октября 1917 г. Опытное отделение Инспекции автомобильных войск признало, что танк типа «К» пригоден только в качестве средства позиционной войны. По вооружению «К» представлял собой артиллерийскую и пулеметную батареи, установленные в одном корпусе.

Контракт на постройку пяти танков «К» выдали шарикоподшипниковому заводу «Рибе» в Берлин-Вайсензее, еще на пять — «Вагонфабрик Вегман» в Касселе (вагоностроительные заводы начали использовать уже на заре танкостроения). Постройку начали в апреле 1918 г. К концу войны на «Рибе» почти достроили один танк, для второго были готовы бронекорпус и комплект основных агрегатов и узлов кроме двигателей. Все это пошло на слом после поражения Германии.

Заметим, что спустя четверть века в Германии снова построили два самых тяжелых танка — 180-тонные «Маус», также не принявшие участия ни в одном бою. В обе мировые войны, уже после перелома хода событий не в пользу Германии, германское военное руководство выдавало задание и выделяло ресурсы на «сверхтанки». Оба раза конструкторы закладывали в эти монстры ряд оригинальных решений, и оба раза монстры оказывались мертворожденными.

       

 

Технические характеристики: 
Боевая масса, т. 150
Длина, м. 12,8
Ширина, м 5,9
Высота, м. 3,3
Тип двигателя 2 × «Даймлер»
Мощность, л.с. 2 x 650
Максимальная скорость, км/ч 7,5 (расчетная)
Запас хода, км -
Толщина брони, мм. 30
Экипаж 22 человека
Вооружение орудия 4x77-мм
пулеметы 6-7x7,92 MG.08

Источники: Танки Певой мировой войны. Иллюстрированный справочник. Федосеев С.Л.
                         www.militiahungarorum.extra.hu
  


 

Hosted by uCoz