главная каталог танков бронетранспортеры САУ униформа танкистов ордена и медали личности сражения

Легкий танк  " LK-II"


Страна Германия
Производитель -
Конструктор Фольмер
Год создания 1917
 

Модификации:

пушечный
37 мм пушка ( боекомплект 100 выстрелов)
пулеметный 7,92 мм пулемет МГ- 08

Всего было изготовлено _ экземпляров.


Вскоре после демонстрации макета A7V высшее командование выдало задание на разработку более крупных «сверхтанков». Однако Фольмер считал, что ценнее будет создание легких машин, которые могли бы выпускаться быстрее и в большем количестве с использованием имеющихся запасов автомобильных агрегатов. В автопарках военного ведомства скопилось более 1000 разнотипных автомобилей с мощностью двигателей от 40 до 60 л.с, признанных негодными для применения в армии. Их систематизацией можно было получить группы по 50 и более штук, и на этой основе строить партии легких боевых машин с запасом агрегатов и узлов.

легкий танк LK-IПредполагалось использовать шасси автомобиля «внутри» гусеничного шасси, устанавливая ведущие колеса гусеничного хода на их приводные оси. Проект был представлен в сентябре 1917 г. Начальник - Инспекции автомобильных войск одобрил его и 29 декабря 1917 г принял решение о постройке легких танков. Уже 17 января 1918 г. Ставка отклонила это решение, сочтя предполагавшееся бронирование таких танков слишком слабым. Вскоре оказалось, что Главное командование само вело переговоры с Круппом о легком танке (его разработка велась на фирме группой профессора Раузенбергера с весны 1917 г.) - еще один пример несогласованности действий Главного командования и военного министерства.

В конце концов разработку легкого танка все же одобрили, перевели в ведение военного министерства, разрешив постройку двух опытных машин LK-I (Leichter Kampfwagen - «легкий танк»), Основные требования предполагали: экипаж из механика-водителя и 1-2 стрелков, вооружение 57-мм пушкой или двумя пулеметами, защиту от бронебойных винтовочных пуль на любой дальности, упругую подвеску, скорость 12-15 км/ч по ровной местности с грунтом средней твердости, удельное давление на грунт около 0.5 кг/см2, ширина перекрываемого рва -2 м, способность брать подъемы до 45°, масса не выше 8 т, возможность перевозки в готовом к действию виде на стандартных железнодорожных платформах, надежный и, по возможности, малошумный двигатель, небольшой силуэт, запас горючего на 6 ч действия.

LK-IДля повышения проходимости и проделывания проходов в проволочных заграждениях предлагалось не перекрывать гусеницу бронировкой и увеличить высоту зацепа подъемом ее передней части. Предполагалась способность буксировки легкого орудия или бомбомета на колесном лафете и в то же время возможность отбуксировать сам танк тягачом или другим танком. Обращалось внимание на безопасность экипажа от пожара, огня противника при аварийном покидании танка, устройство смотровых щелей и лючков, возможность герметизации на случай применения противником огнеметов . Существенно требование доступности механизмов для обслуживания и ремонта и возможности быстрой замены двигателя.

Ходовая часть каждого борта заключалась между двумя параллельными стенками. К раме подвешивались на цилиндрических пружинах ходовые тележки. На борт приходилось пять тележек по четыре опорных катка каждая. Еще одна тележка жестко крепилась впереди - ее катки служили упорами. Ось направляющего колеса была приподнята и снабжена винтовым механизмом регулировки натяжения. При движении по твердой дороге длина опорной поверхности гусеницы составляла 2,8 м. на мягком грунте несколько увеличивалась, а при переходе через окопы достигала 5 м. Приподнятая передняя часть гусеницы выступала впереди корпуса. Конструкция гусеницы повторяла A7V в уменьшенном варианте, но количество траков в цепи возросло до 74, что способствовало повышению скорости хода. От поперечного смещения нижнюю ветвь гусеницы удерживали центральные реборды катков и боковины тележек, верхнюю - стенки. Наружные стенки гусеничного хода получили отгибы внутрь для сброса грязи - заимствование у Mk А «Уиппет». Внутри готового шасси крепилась рама автомобиля с основными агрегатами, причем не жестко, а на рессорах самого автомобиля. Жестко связанными с боковыми рамами гусеничного хода оказывались только задние полуоси, от которых приводились ведущие колеса. Таким образом, упругую подвеску составляли и винтовые пружины ходовых тележек, и полуэллиптические рессоры внутренней рамы.

LK-IДвигатель и трансмиссия базового автомобиля сохранялись. Вся конструкция представляла собой как бы бронеавтомобиль, «вставленный» в гусеничный ход.

В результате получилась схема с передним расположением двигателя, задним — трансмиссии и боевого отделения. Бросается в глаза сходство с английским Mk А «Уиппет». К тому же LK-I имел вращающуюся башню, как и легкий танк Триттона — прототип «Уиппет», Возможно, германская разведка и имела некоторые данные об испытаниях английских танков в марте 1917 г., но сходство компоновки можно объяснить и выбором в качестве базовой автомобильной схемы, а пулеметные башни были отработаны на бронеавтомобилях всеми воюющими сторонами. Тем более что по своему устройству LK значительно отличаются от «Уиппет».

Водитель располагался по оси машины, за ним находилось боевое отделение. Броневой корпус собирался на каркасе из прямых листов клепкой. Цилиндрическая клепаная башня имела амбразуру для установки пулемета MG.08, прикрытую двумя боковыми щитками, В крыше башни выполнялся круглый люк с откидной крышкой, в корме — небольшой двустворчатый лючок, посадка и высадка осуществлялась через две низкие двери в бортах боевого отделения. Окно водителя прикрывалось горизонтальной двустворчатой крышкой, в нижней створке были прорезаны пять смотровых щелей. Для обслуживания двигателя служили люки в бортах и крыше моторного отделения. Вентиляционные решетки снабжались жалюзи.

Ходовые испытания опытного LK-I состоялись в марте 1918 г. Хотя прошли они весьма успешно, решено было усилить бронезащиту. улучшить работу ходовой части и приспособить танк для массового производства. Началась разработка модели LK-II. 13 июня 1918 г представили модели LK-II и легкого танка Круппа, оба были рекомендованы к дальнейшей разработке в пулеметном варианте с вращающейся башней. Чуть позже добавился пушечный вариант LK-II.

LK-IПосле начала Амьенской операции союзников 8 августа Круппу выдали срочный заказ на 65 танков, хотя реального образца еще не существовало. После испытаний 2 октября в Мариенфельд шасси конкурирующих машин заказ Круппу аннулировали.

Выбрали LK-II. Сборку первых 10 LK-1I планировали начать в декабре 1918 г, а с апреля 1919 г. довести выпуск до 200 машин в месяц. Треть машин должна была быть пулеметными, две трети — пушечными (здесь уже можно увидеть аналогию с французским «Рено» FT-17). Испытания 57-мм пушки в корпусе LK-II, прошедшие еще 29 августа, выявили слабость орудийной установки и разрушающее действие отдачи на корпус. И 30 сентября Ставка решила, что пушечные LK-II будут вооружаться 37-мм пушкой Круппа. Обводы корпуса танка несколько изменились. Позади моторного отделения возвышение и наклонные скулы корпуса образовывали рубку водителя с тремя смотровыми лючками. Передний лючок имел две откидные крышки, боковые — по одной. В боевой рубке помещались артиллерист и его помощник работавшие стоя. Двери рубки увеличили, в крыше выполнили люк для обзора и вентиляции, В бортах, лобовом листе и крыше моторного отделения выполнялись жалюзи, на наклонных верхних листах — люки для обслуживания. Система вентиляции, по мнению разработчиков, должна была обеспечить температуру воздуха внутри танка ненамного выше окружающей атмосферы.

Тумбовая установка 37-мм пушки крепилась па вертикальной опоре. Конструкция маски в целом была аналогична установке 57-мм пушки на A7V с уменьшением размеров. Имелся телескопический прицел. Угол наведения по горизонтали ±30°. В бортовых дверях предусматривались амбразуры для ручного пулемета MG.08/15.

Двигатели отобранных для постройки шасси имели мощность 40 и 50 л.с. Пуск двигателя мог производиться электростартером либо рукояткой изнутри или снаружи танка. Два бензобака располагались по бокам от двигателя, их днище прикрывалось 8-мм броней. Подача бензина производилась давлением отработанных газов. Для надежного питания двигателя при любых наклонах машины была переделана поплавковая камера. Для предотвращения заливания двигателя маслом ввели «циркуляционную» систему смазки с замкнутым баком. Охлаждение радиатора производилось вентилятором или эжектором. Воздух всасывался из обитаемого отделения, а выбрасывался через отверстия в бортах и крыше. Выхлопная труба выводилась с левого борта.

Трансмиссия LK-II включала дисковый главный фрикцион, 4-скоростную коробку передач автомобильного типа, продольный вал, на котором располагались конические шестерни, кулачковые или дисковые сцепления, колодочные или ленточные тормоза, две приводные поперечные полуоси с коническими шестернями на одном конце и цилиндрическими на другом. Конические шестерни полуосей сцеплялись с коническими шестернями вала, образуя простой дифференциал, а цилиндрические вместе с шестернями большего диаметра на осях ведущих колес образовывали однорядные бортовые редукторы. Для увеличения тяга на подъемах в трансмиссию включили понижающую передачу. При выключенной понижающей передаче скорость составляла от 3,5 до 14 км/ч, при включенной — от 1,6 до 6,5 км/ч. Управление осуществлялось выключением и подтормаживанием одной из гусениц. Каждый из двух рычагов управления имел три положения: заднее — включение сцепления соответствующей гусеницы, среднее — выключение сцепления, переднее — включение тормоза. Таким образом водитель мог регулировать радиус поворота. Минимальный радиус поворота составлял 1,7 м. Приводы управления и элементы трансмиссии монтировались под полом обитаемого отделения.

В 1917 г. подготовили заказ на 1000 танков, но к его исполнению так и не приступили, хотя из войск в течении 1918 г. поступали требования на подвижные танки легкого типа (явно под влиянием французских «Рено»). Первый LK-II собрали осенью 1918 г., и только в октябре Фольмер смог представить два танка. Легкие ганки с широким применением готовых автомобильных узлов и агрегатов были намного перспективнее идеи «сверхтанка» хотя бы потому, что были в 10 раз дешевле. К тому же относительно дешевый и подвижный танк тина LK-II больше соответствовал практиковавшейся в рейхсвере тактике штурмовых групп, прорывавшихся на узких участках в глубину обороны противника, В пределах тактической глубины обороны легкие танки могли бы обеспечить штурмовым группам достаточно длительную поддержку их продвижения и действии по дезорганизации тыла. Примененные массово LK-II могли достичь больших успехов, чем тяжелые, но их постройка так и ограничилась опытными образцами.

Группа Фольмера совместно с «Крупп» разработала на шасси LK-II бронированный артиллерийский тягач-транспортер с полностью закрытым корпусом. Экипаж составлял 6 человек, имелся один пулемет. Эту весьма перспективную разработку не успели реализовать в металле.

 

Технические характеристики: 
Боевая масса, т. 8.5
Длина, м. 5.1
Ширина, м 1.95
Высота, м. 2.7
Тип двигателя различных типов
Мощность, л.с. 50-60
Максимальная скорость, км/ч 14-16
Запас хода, км 70
Толщина брони, мм. лоб - 14
борт - 14
корма - 14
днище и крыша -8
Экипаж 3 человека
Вооружение 37 мм пушка ( боекомплект 100 выстрелов)

Источники: Танки Певой мировой войны. Иллюстрированный справочник. Федосеев С.Л.

  


 

Hosted by uCoz