Страна | Франция |
---|---|
Производитель | - |
Конструктор | F.C.M |
Год создания | 1917 |
Модификации:
базовая |
105 мм
или 75 мм пушка (100 и 150 снарядов соответственно) 4 × 8 мм пулемета |
---|---|
Всего
было изготовлено _ экземпляров.
Необходимость в
тяжелом «танке прорыва» была осознана французскими
специалистами уже в конце 1916 г. после первых боев английских танков,
однако во время войны дело не вышло из стадии опытов. 30 декабря 1916
г. в Консультативный комитет по артиллерии специального назначения
поступил проект 38-тонного танка со 105-мм пушкой и 30-мм броней,
предложенный «Средиземноморским обществом железоделательных
заводов и верфей» (F.C.M.).
В феврале 1917 г. Этьен предложил заменить пушку на 75-мм и изготовить два варианта — с механической и с электрической трансмиссией. Консультативный комитет сформулировал требования и к бронированию - защита от снарядов германских 77-мм полевых пушек. В 1917 г. фирма F.C.M. представила макет тяжелого танка 1А массой 50 т, с экипажем 6 человек, пушкой в башне, двумя пулеметами, толщиной брони 35—16 мм, длиной 9,2 и высотой 3,35 м. двигателем в 240 л.с, механической трансмиссией и скоростью хода около 5 км/ч. Вариант с электротрансмиссией представила чуть позже «Эстеблишмен Эксперименте Франсез» в виде 68-тонного танка 1С в котором установила два двигателя по 250 л.с, увеличила экипаж до 10 человек, а толщину брони до 45 мм, длина танка составила 10 м. Дело двигалось медленно — вопрос о пушке и толщине брони все еще обсуждался в Комитете 25 ноября 1917 г. (через год после первого рассмотрения). К тому же в декабре 1917 г. французское правительство дало согласие на строительство в Шатору завода для сборки англо-американского MkVIIl.
9 февраля 1918 г. Этьен, оценив проведенные опыты, в специальном докладе отметил, что «именно тяжелые танки должны возглавлять атаку», а 21 февраля тяжелые танки включили в производственную программу, 13 июня приняли окончательное решение о создании французского тяжелого танка, и Е.С.М. был выдан заказ на 300 танков типа 1С со сдачей в 1919 г. Однако довести машину до «железа» во время войны не удалось. В результате французская армия в качестве «временной» меры получила 77 британских тяжелых танков Mk V.
По окончании войны Е.С.М. все же доработала танк, создав в 1923 г. двухбашенную 70-тонную модель 2С (Char 2С), вооруженную 75-мм пушкой и четырьмя 8-мм пулеметами, с двумя карбюраторными двигателями и электротрансмиссией. Численность экипажа составила 12 человек, толщина брони — 50-12 мм. Гусеницы охватывали корпус, из-за чего танк получился очень высоким — 4,15 м (длина танка - 10,275 м), скорость хода — до 12 км/ч. Круговой обзор должны были обеспечивать установленные на башнях купола-стробоскопы. «2С» остался самым тяжелым из серийных танков, хотя был построен в количестве всего 10 штук. Только после Второй мировой войны его «догнал» британский «Конкэрор».
Проверить концепцию таких танков на деле французы так и не
смогли. К 1940 г в строю оставалось 6 танков 2С, но они погибли при
перевозке — по одним данным, были уничтожены германскими
пикирующими бомбардировщиками, по другим — взорваны своими
экипажами прямо на железнодорожных платформах.
Боевая масса, т. | 41 |
---|---|
Длина, м. | 8,35 |
Ширина, м | 2,84 |
Высота, м. | 1,98 |
Тип двигателя | Renault V12 |
Мощность, л.с. | 200 |
Максимальная скорость, км/ч | - |
Запас хода, км | - |
Толщина брони, мм. | лоб
- 35 борт - 20 башня - 35 днище и крыша - 15 |
Экипаж | 10 человек |
Вооружение | 105 мм
или 75 мм пушка (100 и 150 снарядов соответственно) 4 × 8 мм пулемета |
Источники:
Танки Первой мировой войны. Иллюстрированный справочник. Федосеев С.Л.