ТАНК  MARK I


танк Mark I
Страна Англия
Производитель “Metropolitan Carriage and Wag.C°”
Конструктор Вильсон
Год создания 1916

Модификации:

“самец” вооружался двумя морскими 57-мм пушками.
“самка” был вооружен только пулеметами “Виккерс”.
   

Всего было изготовлено 75 “самцов” и 75 “самок”.


Танк Mark I по праву можно считать «прародителем» всех танков в мире. До его создания конструкторы из разных стран пытались разработать бронированную машину для прорыва обороны противника, но дальше экспериментальных образцов у них дело не пошло. И лишь танк Mark I является первым танком, который начали создавать серийно.
Танк Mark I был разработанном лейтенантом британских вооруженных сил Вильсоном в 1916 году. В январе 1916 года были проведены ходовые испытания танка, на которых он показал достаточно неплохие результаты. На них танк сумел преодолеть  9-ти футовую траншею глубиной 6 футов, с 6-ти футовым земляным парапетом. После проведения испытаний было принято решение продемонстрировать танк властям.
В состав комиссии по приемке танка вошли: лорд Китченер- статс-секретарь по военным делам, Ллойд-Джордж и Реджинальд Мак-Кена. Мнения членов комиссии, которая осматривала танк разделились. Часть членов комиссии (Лорд Китченер) не расценила танк  Mark I , как новый вид вооружения. Тогда как Ллойд-Джордж и Мак-Кена сумели увидеть будущий потенциал танков и сделали заказ на 100 машин.

Технически танк был, конечно, несовершенен. В нем отсутствовало машинное отделение, что делало для экипажа службу в танке невыносимой (двигатель располагался непосредственно в корпусе танка и из-за этого температура внутри Mark I поднималась до 50 градусов).
Управление танком осуществлялось 4-мя человеками: тормозной системой управлял командир танка, движением гусениц управляли ещё два члена экипажа. Повороты с большим радиусом осуществлялись при помощи тележки хвостовых колес. Для поворотов с  малым радиусом использовалась разница в скорости перематывания гусениц, это достигалось путем установки в бортовых коробках неодинаковых передач. Для незначительных доворотов  по курсу использовались тормоза  полуосей дифференциала. Для связи между членами экипажа использовались сигналы рук.

Первое боевое крещение танк получил 15 сентября 1916 года. И оно оказалось достаточно удачным. По плану 49 танков Mark I должны были прорвать оборону немцев под Соммой. Но только 32 танка смогли начать движение. Группе в составе 9-ти танков удалось с ходу захватить деревню Флер а затем — Гведенкур. Остальные танки, продвигаясь вместе с пехотой, осуществляли подавление недобитых очагов сопротивления. Потери пехоты при прорыве обороны оказались ничтожны!

В дальнейшем в конструкцию танка  были внесены изменения. Новые версии получили наименования Mark II и Mark III.

    
Технические характеристики: «Mark I»

Боевая масса, т. 28,6
Длина, м. 9,9
Ширина, м 4,2
Высота, м. 2,49
Тип двигателя “Даймлер”, 6-цилиндровый, водяного охлаждения
Мощность, л.с. 109
Максимальная скорость, км/ч 6
Запас хода, км 38
Толщина брони, мм. 6—12
Экипаж 8 человек
Вооружение “самец”   2Х 57-мм пушки Гочкиса ( длина ствола  40 калибров), 4Х 8-мм пулемета Гочкиса
“самка” 4Х 7,7-мм пулемета Виккерса и 1Х 8-мм пулемет Гочкиса

Источники:
"Моделист-Конструктор" 1991, №1 С. Ромадин «Приоритет России»
  


 

Hosted by uCoz