Страна | Англия |
---|---|
Производитель | “Metropolitan Carriage and Wag.C°” |
Конструктор | Вильсон |
Год создания | 1916 |
Модификации:
“самец” | вооружался двумя морскими 57-мм пушками. |
---|---|
“самка” | был вооружен только пулеметами “Виккерс”. |
Всего
было изготовлено 75 “самцов” и 75
“самок”.
Танк Mark I по праву можно считать «прародителем» всех танков в мире. До его создания конструкторы из разных стран
пытались разработать бронированную машину для прорыва обороны
противника, но дальше экспериментальных образцов у них дело не пошло. И
лишь танк Mark I является первым танком, который начали создавать
серийно.
Танк Mark I был разработанном лейтенантом британских вооруженных сил
Вильсоном в 1916 году. В январе 1916 года были проведены ходовые
испытания танка, на которых он показал достаточно неплохие результаты.
На них танк сумел преодолеть 9-ти футовую траншею глубиной 6
футов, с 6-ти футовым земляным парапетом. После проведения испытаний
было принято решение продемонстрировать танк властям.
В состав комиссии по приемке танка вошли: лорд Китченер-
статс-секретарь по военным делам, Ллойд-Джордж и Реджинальд Мак-Кена.
Мнения членов комиссии, которая осматривала танк разделились. Часть
членов комиссии (Лорд Китченер) не расценила танк Mark I ,
как новый вид вооружения. Тогда как Ллойд-Джордж и Мак-Кена сумели
увидеть будущий потенциал танков и сделали заказ на 100 машин.
Технически танк был, конечно, несовершенен. В нем отсутствовало
машинное отделение, что делало для экипажа службу в танке невыносимой
(двигатель располагался непосредственно в корпусе танка и из-за этого
температура внутри Mark I поднималась до 50 градусов).
Управление танком осуществлялось 4-мя человеками: тормозной системой
управлял командир танка, движением гусениц управляли ещё два члена
экипажа. Повороты с большим радиусом осуществлялись при помощи тележки
хвостовых колес. Для поворотов с малым радиусом
использовалась разница в скорости перематывания гусениц, это
достигалось путем установки в бортовых коробках неодинаковых передач.
Для незначительных доворотов по курсу использовались
тормоза полуосей дифференциала. Для связи между членами
экипажа использовались сигналы рук.
Первое боевое крещение танк получил 15 сентября 1916 года. И оно
оказалось достаточно удачным. По плану 49 танков Mark I должны были
прорвать оборону немцев под Соммой. Но только 32 танка смогли начать
движение. Группе в составе 9-ти танков удалось с ходу захватить деревню
Флер а затем — Гведенкур. Остальные танки, продвигаясь вместе
с пехотой, осуществляли подавление недобитых очагов сопротивления.
Потери пехоты при прорыве обороны оказались ничтожны!
В дальнейшем в конструкцию танка были внесены изменения.
Новые версии получили наименования Mark II и Mark III.
Технические
характеристики: «Mark I»
Боевая масса, т. | 28,6 |
---|---|
Длина, м. | 9,9 |
Ширина, м | 4,2 |
Высота, м. | 2,49 |
Тип двигателя | “Даймлер”, 6-цилиндровый, водяного охлаждения |
Мощность, л.с. | 109 |
Максимальная скорость, км/ч | 6 |
Запас хода, км | 38 |
Толщина брони, мм. | 6—12 |
Экипаж | 8 человек |
Вооружение | “самец” 2Х 57-мм пушки Гочкиса ( длина ствола 40 калибров), 4Х 8-мм пулемета Гочкиса “самка” 4Х 7,7-мм пулемета Виккерса и 1Х 8-мм пулемет Гочкиса |
Источники:
"Моделист-Конструктор"
1991, №1 С. Ромадин «Приоритет России»